Итак, на прошлой неделе спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития Д. Песков сообщил, что идея выдавать дипломы о высшем профессиональном образовании на весь период жизни не справедлива.
Мол это абсурд и знания не могут держаться в голове всю жизнь. Люди забывают 99% знаний в течение жизни по мнению государственника.
Именно по этой причине есть идея преобразовать Дипломы высшей школы в Дипломы по требованию. Такие документы будут фиксировать уровень знаний именно на момент выдачи диплома и соответственно в момент предъявления по требованию.
И вот на этом моменте я задумалась..
Если широко рассматривать вопрос образования в нашей стране то:
Образование - дорогостоящая инвестиция в себя.
Образование - то на что затрачиваются десятки дет жизни.
Образование - не всегда влияет на профессию в которой потом начинает работать человек в реальности. Тут проблема с самоопределением в большей степени. Что же нам говорит статистика?
По результатам исследования ТАСС:
Более впечатляющие цифры:
30% неработающих по специальности в качестве причин указывают на невозможность устроиться или отсутствие работы по своему профилю, 24% - на более высокую зарплату в другой профобласти, а 20% опрошенных указали, что "нашли себя" в другой сфере.28% респондентов никогда не работали по своей специальности.Среди имеющих среднее образование эта доля составляет 36%.Более 5-ти лет по специальности работали 48% россиян, еще 16% работали от года до пяти лет, а 6% - менее одного года.
Что такое высшее образование?
Вы́сшее образова́ние, или вы́сшее профессиона́льное образова́ние, — уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования.Включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры.Под термином «высшее образование» понимается также подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники и культуры в различного типа высших школах. (Википедия)
А далее возникают еще вопросы:
- А если люди работают не по специальности, то какие могут быть требования к профессии и знаниям по ней?
- Как можно оценивать эти знания или то, насколько они могут устаревать?
- Какие сроки годности вообще могут быть у высшего образования?
- Есть ли сроки годности у среднего образования и повышения квалификации?
- Кто может оценивать срок годности знаний?
- Какие знания могут устаревать, а какие нет?
Ответа на эти вопросы пока нет.
Есть и еще один очень каверзный вопрос..
В вузе учащимся дают общие знания, которые подкреплены спецификой выбранной профессии. Таким образом мы учимся философии, логике и другим дисциплинам. То есть получаем общую базовую систему которая помогает в любой сфере и профессии. Как быть с этим?
А теперь еще один вам, интересный пример для размышлений:
Водитель получает права и водит всю жизнь, ничего не обновляя. Лишь продлевая права раз в 10 лет. Нужна лишь справка, что со здоровьем у него всё в порядке.
И что, с учетом этой новости, водителю тоже придется сдавать теорию и практику? Ведь знания устаревают? Он может забыть что делал?
Поэтому, исходя из вышеизложенного..
Моё сугубо субъективное мнение.
Вводить систему устаревания знаний, систему сроков годности образования нельзя ни в каком виде. Если есть необходимость повышения квалификации, необходимо только в тех отраслях и профессиях, где такие знания требуется подтверждать систему сертификации. Такую какая есть у бухгалтеров или медиков например. Это нормальная практика. Всё остальное выглядит по меньшей мере странно.